Стоимость доли в компании определяется ценой акции. Так что в инвестиционном уравнении одна из переменных всегда известна в любой момент времени. Небольшая хитрость заключается в том, как оценить стоимость. Оценка стоимости включает в себя не только перерывание гор цифр в финансовых отчетах, но и детальное изучение неколичественных аспектов бизнеса. В этом разделе мы рассмотрим 7 шагов, которые каждый стоимостной инвестор должен проделать, чтобы прийти к оценке стоимости любой компании.
Качество бизнеса
Качество бизнеса может быть оценено множеством различных способов. В терминах стоимостного инвестирования, однако, мы говорим об исторических моделях, которые появлялись за последние несколько лет, что компания существует. Существует несколько ключевых финансовых метрик, которые вам надо рассмотреть при оценке качества бизнеса компании.
Свободный денежный поток (free cash flow): свободный денежный поток — это то количество денег, которая компания генерирует в ходе своей деятельности. «Наличность — король». Но то, каким образом создается этот денежный поток — очень существенно в оценке компании. Как инвестору вам нужно рассмотреть как генерируется этот денежный поток. Чтобы получить некоторые соображения о том, как работает бизнес, проанализируйте FCF за последние 5-7 лет, чтобы оценить средний рост денежного потока. Компания, которая имеет свободный денежный поток, растущий на 20% и более в год — очень хороший вариант.
EBIT (прибыль до вычета процентов и налогов) — хороший индикатор качества операционной деятельности. Хотя этот показатель не очень хорошо оценивает доходность компаний, активно использующих заемные средства, этот ключевая метрика, которая оценивает производительность компании, и ее следует анализировать. Степень роста EBIT даст понимание стабильности заработков. Обычно рост EBIT и рост FCF идут синхронно, и когда этого не происходит, то вам нужно более тщательно изучить причины этого. В рамках анализа рентабельность EBIT должна быть достаточно устойчивой. Волатильность EBIT указывает на то, что компания не контролирует свои потоки выручки или затраты.
«Драгоценности короны» и диверсификация. «Драгоценности короны» — наиболее привлекательные подразделения, дочерние компании или активы корпорации, которую собираются поглотить. Вам нужно выяснить, полагается ли компания на «драгоценности короны» для получения большей части выручки или прибылей. Если компания очень сильно полагается на «драгоценности», то следует задаться вопросом: «Как долго это будет продолжаться?». Большинству компаний, которые слишком сильно полагаются на отдельное подразделения для получения выручки или прибыли, следует диверсифицировать свой бизнес, чтобы диверсифицировать потоки выручки. Достаточно ли равномерно EBIT распределена по сегментам бизнеса? Избегайте компаний, которые не пытаются должным образом диверсифицировать свой бизнес.
Дивидендная доходность. Ежегодная дивидендная доходность — это самый главный сигнал в руках менеджмента. Колебания дивидендной доходности должны предупредить вас об изменениях в качестве бизнеса. Очень часто менеджеры стремятся сохранить дивидендную доходность не смотря на несколько лет плохих прибылей. Возьмем, например, недавний случай с Tesco, крупнейшую сеть супермаркетов в Великобритании. Прибыль на акцию упала до 1,5 пенса на акцию, но менеджмент решил выплачивать дивиденд в размере 13 пенсов на акцию в течение предыдущих 3-х лет. Этот случай требует тщательного изучения объявлений дивидендов в следующих кварталах.
Другие финансовые метрики. Рентабельность используемого капитала (вычисляется как отношение EBIT к используемому капиталу, используемый капитал=акционерный капитал + долгосрочные обязательства компании), доходность FCF, кредитное плечо — это метрики, за которыми нужно внимательно следить. Тренды в этих коэффициентах дают полезную информацию об изменениях в финансовой структуре и часто — о результативности менеджмента. Волатильность в изменениях этих показателей должна тщательно изучаться, поскольку причины этой волатильности могут оказаться решающим фактором в инвестициях.
Оригинал: ValueWalk.com