В качестве источника данных использовалась мартовская презентация для инвесторов. Выбраны самые интересные моменты.
Первая часть — здесь. Если в первой части были лишь догадки Ларисы Морозовой, то сейчас ее догадки получили совершенно официальное подтверждение.
Кто торгует на Московской бирже?
Большие дяди с большими деньгами. 🙂
По диаграмме видно, что за последние 4 года на фондовом рынке и на рынке деривативов немалая доля оборотов приходилась на иностранных инвесторов. На картинке могут искажаться цвета, если хотите — сами можете убедиться в оригинальной презентации по ссылке выше, но на долю розничных инвесторов приходится такая мизерная доля, что их просто не видно на диаграмме. Хотя, есть такая категория на круговых диаграммах, как «brokers prop trading», за которой могут скрываться спекулянты с большим капиталом — так что это вопрос дискуссионный.
Для большей наглядности процентное соотношение объемов торгов по секциям Московской бирже сведено в круговую диаграмму.
Срочный рынок вроде как занимает 13,5% от общего объема торгов и это вроде как существенная доля. Но тут есть 1 нюанс, как считается этот объем. Объем считается по номиналу контракта.
Например, фьючерсный контракт на доллар-рубль (он же Сишечка). Номинал — примерно 57 тыс. руб. на данный момент. Гарантийное обеспечение — 3,5 тыс. руб. Чтобы открыть позицию по фьючерсу нужно иметь лишь ГО, а не сумму равную номиналу контракта. Практически все на срочном рынке используют скрытое плечо, заложенное во фьючерс через механизм ГО. Получаем, что на срочном рынке крутятся не такие астрономические суммы, как это может показаться на первый взгляд. Скорей всего, по объемам привлеченных средств срочный рынок вполне сопоставим с фондовым и облигационным.
Так что, когда какие-то ребята со смарт-лаба будут призывать устроить «голодовку трейдеров», чтобы напугать Московскую биржу, то это должно вызывать лишь снисходительную улыбку. 🙂