Существует практически бесконечное количество методов анализа движения цены. Каждый может рассуждать о достоинствах и недостатках каждого способа интерпретации индикатора. Проблема в том, что люди часто забывают факт, что цена сама по себе лучший индикатор. Все, что может быть расположено выше или ниже, как визуальная подсказка, в действительности сводится к тому, что есть — визуальной подсказке, что иронично — являющейся основным столпом при принятии решения.
Визуальные подсказки в большинстве случаев предлагают простое заключение — цена выше или ниже ее (визуальной подсказки\ориентира) или цена относительно высоко или низко по сравнению с визуальной подсказкой или ее «данными». Некоторые математические отклонения могут предложить более сложные условия, например «если цена не отскочит здесь, то возможность отскока возрастет». Но если кто-то наложит все эти простые условия на график и цена сделает v-образное пересечение всех их — то что это говорит? Это говорит о бесполезности используемых индикаторов…
Цена — лучший индикатор, который визуализирует решения, принимаемые на стороне продавцов и покупателей. Что примечательно, цена имеет логическое объяснение каждому тику движения.
Логика. Ценовое движение не должно рассматриваться само по себе, как безличное и бездушное явление (как погода или астрономические явления), но у людей причины находятся позади действий: почему кто-то продал здесь? Где эта процедура продажи вписывается в контекст большой картины? Где прибыли забираются а где нет, а если нет — что могло бы произойти? И все в таком духе.
Прежде чем назовем это быком или медведем. Простое наблюдение могло бы предопределить внутридневное движение в котором цена двигается либо пикообразно, либо скругленно. Такой вид формации в отношении разворота существенен в связке со временем. Другими словами — цене нужно больше отойти от точки отскока, не сидеть близко достаточно долго, чтобы дать шанс каждому рассмотреть новую точку входа.
Рис. 1. Как могла бы выглядеть фигуры разворота — пикообразно и часто с множеством попыток сдвига в сторону, противоположную развороту.
Если в начале европейской сессии цена все еще находится снаружи границ ночного диапазона и если так — если после нескольких предыдущих дней в том же узком диапазоне и присутствует ярко выраженная граница риска поблизости — возможна атака на эту границу риска и кластеры стоп-лоссов позади нее увеличиваются. Этот принцип лежит в основе тайминга. Если цена дает всему миру подумать о возможности войти каждому, кто участвует в движении, чтобы начать в этой точке и не двигается — будет нарастать противоположное давление. И как часто случается — если кто-то не поймал самое начало движения, вход позднее усложняется, поскольку цена не ждет и путешествует быстро — вход в данном направлении менее привлекателен, поскольку риск возрастает по мере удаления от точки разворота.
Рис. 2. Прежде, чем назвать это быком или медведем, поможет простое наблюдение: что более сложно — лонги или шорты?
Когда наступает время отскока\разворота и особенно, если рядом расположена ярко выраженный лимит риска, очень важно не что цена делает на техническом уровне или как расположены максимумы или минимумы, а что случается потом. Можно было бы показать сильный моментум и технический пробой, но если цена постепенно скатывается назад — история разворота начинается по новой.
Существует общее предположение, что создание новых максимумов и минимумов является подтверждением, что движение продолжится. Иронично то, что сразу после новых максимумов и минимумов — все указывает на то, что движение завершилось с пробоем и возвращается назад к первоначальной точке, что подтверждает несостоятельность этого, особенно, если точка импульса расположена у какого-то очевидного сопротивления\поддержки, например, на уровне открытия или закрытия.
Другое общее заблуждение заключается в том, что уровни поддержки\сопротивления соответствуют ценовым уровням, в которых начинается движение — или другим словами — на максимумах или минимумах. Но зачастую, решительные движения, которые становятся важными точками, начинаются где-то поблизости, но не в точности на очевидных местах. Эти начальные точки не обязательно волатильные, но важно, что они отмечают последнюю попытку пробить существенные технические уровни в этот момент (см. рис. 6)
Вытряхивание слабых позиций случается не только во время охоты за стопами\ложными пробоями сразу перед началом нового колебания. На самом деле, в большинстве сценариев, когда разворот уже произошел, на подходе к следующему значимому максимуму или минимуму недавно созданного диапазона имитируется отскок цены. Вот почему, «уважение» к внешним границам диапазона на подходе к ним наиболее вероятно закончится обманным маневром. (см. рис. 3.)
Точки безубыточности. В процессе вытряхивания слабых позиций сразу перед продолжением, когда создается последовательность максимумов и минимумов, часто эти движения заканчиваются точно в точке больше всего отстоящей от точки безубыточности свежесозданного диапазона. Поскольку эти колебания вызываются частичным закрытием позиций, открытых в начале движения, маркет-муверы редко позволяют им дойти до этой точки безубыточности. Если эта точка безубыточности достигается (если только не откатывается назад немедленно) и цена подходит к самому началу всего движения — это хороший сигнал, что разворот закончился или начинается консолидиация.
Рис. 3. Точки безубыточности появляются между точками самого заметного движения цены в новом движении разворота: начальная точка, которая начала это движение и первый повторный вход в развороте.
Самая показательная реакция — первая. Часто нет никакой нужды чрезмерно анализировать внутренности консолидации. Лучшие улики появляются в самом начале и в конце формации, особенно, если они совпадают. С момента создания нового диапазона, самое первое колебание может уличить ключевые технические моменты в игре. (см. рис. 4)
Рис. 4. Самая первая точка колебания после отскока в созданном диапазоне, золото колебалось в диапазоне 1265-1267, которое продолжалось снова и снова в течение очень долгого времени.
Историческое развитие цены и ее тестирование часто проваливается в самом начале из-за простого факта, что цена всегда проскакивает технические уровни, прежде чем реагирует на них. Все измерения искажаются, поскольку реальное расстояние между начальными импульсами и их соответствующими целями скрыты внутри финальных диапазонов. Например, наблюдатель может видеть 160-пипсовый диапазон, в то время как действительное колебание состоит из 120 пипсов, но консолидация в конце движения создала собственный диапазон, который стал даже уже из-за перекрытого развития разворота вместе с охотой на стопы\ложным пробоем, гэпом выходных дней и т.д.
Рис. 5. Когда цели достигнуты и цикл заканчивается — фактический результат может быть далек от «истины». Измерение исторических диапазонов может дать небольшое преимущество. Стоит получше смотреть на внутренние области колебаний, чем концентрироваться на максимумах и минимумах диапазона.
Покупай максимумы, продавай минимумы. Бывают моменты, когда в тренде (или в самом начале тренда или перед пробоем перед дальнейшим колебанием) некоторые пробитые технические уровни сдвигаются: вместо того, чтобы быть сопротивлением они становятся поддержкой и наоборот. Когда такие технические уровни появляются вблизи внешних границ месяа\года (широкого и «важного» диапазона), можно было бы рассмотреть выход из ранее совершенных сделок и вход в новые — появляются интересные торговые возможности. Например, если пара прошла тысячи пипсов — она могла бы выглядеть перепроданной или выглядеть слишком высоко по сравнению с историческим диапазоном, но если это всего лишь 23,6% от восходящего движения — все ранние предположения становятся неверными. Конечно, в конце концов возможно распознать эти уровни, но ценовое движение часто изобличает их — множество колебаний\консолидаций происиходит перед «основным» пробоем (см. рис. 6)
Рис. 6. Когда usdjpy подошла к отклонению своего будущего целевого диапазона в 116,04 — произошла очень предсказуемая реакция на нее. Но как показано выше — началось новое колебание на вершине уже расширенного диапазона.
Моментум. Спустя годы трейдинга, я только недавно начал представлять себе, что вообще не существует такой вещи как моментум самой по себе. Много раз, и особенно во время Нью-Йоркской сессии, поздно вечером, моментум (как и множество технических индикаторов) мог развернуться очень скоро. Возможно, одним из факторов, делающим внутридневный моментум таким вводящим в заблуждение является то, что маркет мейкеры способны вызвать колебания цены просто позволив потокам течь на межбанковский рынок (особенно в неликвидные часы дня). Другими словами, если основные банки не хотят, чтобы объемы отразились на цене — у них есть способы сделать это.
Оригинал: http://www.dukascopy.com/fxcomm/fx-article-contest/?Reading-The-Ultimate-Indicator&action=read&id=2169