Для анализа использовались данные из ежеквартального отчета за 3 квартал 2015 года.
Инвестиционная привлекательность:
ниже среднего (в долгосрочной перспективе)
средняя (в перспективе 2-х лет)
1) Есть ли у компании опознаваемая потребительская монополия или фирменный продукт/услуга и бренд? Или это компания сырьевого типа?
По поводу компании сырьевого типа. Не уверен, что можно сказать, что ММК — несырьевого типа. Вроде как продукцией является не совсем сырье (допустим — нефть или железная руда), а с другой стороны — не сказать, что компания производит какие-то конкретные изделия (например, в случае с Ависмой — это титановые стойки для самолетов). По существу комбинат производит материалы для металлических изделий (метизов). С учетом сказанного, будем считать, что ММК — не сырьевого типа.
По поводу монополии. Основной рынок сбыта продукции — внутренний. Какая-то часть идет на экспорт (около трети (ссылка на пресс релиз)). На внутреннем рынке ММК занимает 20% рынка. Доля приличная, но на монополию не тянет. Не сильно убедительно, значит ставим минус.
2) Я понимаю, как компания зарабатывает деньги? Прибыли компании устойчивы и имеют тенденцию к росту?
Выручка формируется от продажи прокатной стали различных марок. В плане понимания формирования выручки вопросов возникнуть не должно. Не все так однозначно с прибылями компании и тенденции к росту. Металлургический сектор является циклическим, по этому — особого роста прибылей ждать не приходится, особенно на фоне безрадужных перспектив мировой экономики. с другой стороны — у компании приличный долг и есть существенная чистая прибыль. По мере выплат долга можно увидеть рост чистой прибыли. В краткосрочной перспективе до 2-х лет — можно поставить плюс по этому пункту. Если смотреть «в генеральной перспективе» — то минус.
3) Компания консервативно финансируется? Какой уровень долга к чистой прибыли за последний отчётный год?
По итогам 2014 года — получен убыток, поэтому в чистом виде на вопрос ответить не получится. По итогам 9 месяцев 2015 года: чистая прибыль — 37 млрд., долгов — 170 млрд. Долгов — выше крыши. Минус.
4) Рентабельность собственного капитала устойчиво высока, т.е. больше 15%?
по итогам 9 мес. 2015 года: чистая прибыль — 37 млрд, собственный капитал — 154 млрд. Получаем 24% (32% годовых). Отлично! Плюс.
5) Компания удерживает прибыли или выплачивает их акционерам?
Когда прибыли есть — платит в соответствии с дивидендной политикой. А это — не менее 20% по МСФО.
Год | Период | Сумма выплаты |
---|---|---|
2015 | 6 месяцев (I полугодие) | 0.58 руб |
2014 | 9 месяцев | 0.58 руб |
2012 | 9 месяцев | 0.28 руб |
2010 | год | 0.33 руб |
2009 | год | 0.37 руб |
2008 | 6 месяцев (I полугодие) | 0.382 руб |
2007 | год | 0.502 руб |
2007 | 6 месяцев (I полугодие) | 0.418 руб |
2006 | год | 0.891 руб |
2006 | 9 месяцев | 0.91 руб |
2006 | 6 месяцев (I полугодие) | 0.815 руб |
2006 | 3 месяца (I кв.) | 0.539 руб |
2005 | год | 0.532 руб |
2005 | 9 месяцев | 0.667 руб |
2005 | 6 месяцев (I полугодие) | 0.655 руб |
Источник данных по дивидендам: http://stocks.investfunds.ru/stocks/228/dividend/
Ходят слухи, что ее собираются пересматривать в 2016 году в сторону увеличения выплат. Все это дает очередной плюс ММК.
6) Сколько компании приходится тратить на поддержание текущих операций?
По итогам 9 месяцев 2015 года выручка составила 245 млрд., прибыль от продаж — 61 млрд. От выручки остается примерно четверть. Неплохой уровень маржи. Ставим плюс.
7) Есть ли у компании возможность реинвестировать нераспределённую прибыль в новые проекты, в расширение бизнеса или в выкуп акций? Компания помещает капитал только в предприятия, находящиеся в круге её компетенции? Насколько хорошо менеджмент компании справляется с этим?
Расширяться можно бы, да особо некуда. В плане производства «изделий с высокой добавленной стоимостью» — особо не развернешься, поскольку это полуфабрикаты для производства метизов — разве только изобрести какие-то марки сталей с уникальными характеристиками или чего-то в этом духе. Помещать капитал в новые предприятия — можно. Например, покупка металлургического завода в Турции. Насколько это будет удачное мероприятие — покажет время. Если судить по информации о созыве и проведении внеочередного собрания акционеров, заводу требуется докапитализация. Практика показывает, что обычно докапитализация положительно влияет на экономику «подопечного». Но с учетом охлаждения отношений с Турцией — это может оказаться сомнительной авантюрой. Неоднозначные мысли по этому пункту, поставим минус.
8) Имеет ли компания возможность регулировать свои цены, нейтрализуя инфляцию?
В этом плане — все очень хорошо. Отпускные цены на свою продукцию компания повышала на треть в 2015 году (для деталей — см. ежеквартальный отчет за 3й квартал 2015 года). Плюс.
9) Повышает ли нераспределённая прибыль рыночную стоимость компании?
Если посмотреть на график акции за последний год (рисунок) — то видно, что рыночная капитализация растет вслед за нераспределенной прибылью. Плюс.
Изображение с сайта Московской Биржи
10) Требует ли предприятие крупных капиталовложений для поддержания и постоянного обновления средств производства?
Требуется. Капитал требуется как для обновления производства, так и для поддержания текущего производства. Минус.
Итог: 5 плюсов — в долгосрочной перспективе, 6 — в краткосрочной (до 2-х лет). При краткосрочном горизонте инвестирования — инвестиционная привлекательность ниже среднего, а если менеджмент покажет свою эффективность с турецким заводом — то привлекательность будет хорошая. Похоже, что сейчас какой-то особый переломный момент, который в итоге покажет, насколько хорош ММК как актив. Похоже, что высокий ROE — это единственный существенный плюс в настоящий момент.