Вот и прилетел нежданчик…. Долго-долго вокруг Внешпромбанка кипели страсти и тут ЦБ решил поставить точку в этой драме. В конечном счете ЦБ решил отозвать лицензию у Внешпромбанка. Что несет весьма болезненные последствия для акционеров НМТП. Давайте думать почему.
Для начала: http://www.e-disclosure.ru/portal/event.aspx?EventId=cKBVqdyXekCFSa0VtyNuPw-B-B . Что все это означает? Это означает, что менеджмент компании весьма официально признал, что у НМТП хранилось 18 млрд. руб. во Внешпромбанке, и теперь они ушли в закат. Если бы Внешпромбанк отправился на санацию, эту дыру можно было бы прикрыть — мол, убыток же еще не признан, поэтому ее в балансе отражать необязательно. Пока шла бы санация — НМТП заработал бы еще деньжат, подрасчитался бы с кредитами и пр. Рентабельность производства у НМТП хорошая, 18 млрд. могли бы заработать за год.
Но….
Внешпромбанк будет ликвидирован. Это означает, что 18 млрд. нужно будет списать в убыток. Какому именно юрлицу в группе НМТП принадлежали эти деньги — самому НМТП или одной из его дочек — непонятно. Маловероятно, что все деньги принадлежали головной компании, ведь по бухгалтерскому отчету за 3й квартал собственный капитал компании — 8 млрд. Значит — досталось дочкам. И дочек придется выручать. Если по итогам года убыток еще может быть и не отражен, то выплывет в течение года.
Казалось бы — убытка нет, значит можно выплачивать дивиденды. Только вот из чего? Из остатков денежных средств на счетах в других банках, если есть или из прибыли за 4 квартал. Если будет… Необходимо помнить, что еще более $1 млрд. НМТП должна Сбербанку. При постоянной девальвации рубля — вполне вероятно, что переоценка валютного долга на бумаге покажет убыток. Вместе с убытками от ВПБ — вполне может сложиться ситуация, когда будут законодательные ограничения на выплату дивидендов.
Но это были рассуждения о том, как все будет выглядеть в отчетности РСБУ. А есть же еще МСФО, где охватывается деятельность всей группы. Что мы там видим? Прибыль за 9 мес. 2015 года — $150 млн. Убыток от ВПБ составляет примерно 260 млн. Вероятность того, что чистая прибыль перебьет убытки от ВПБ — довольно маленькая. Из чего платить дивиденды даже если очень захочется? Из прибыли прошлых лет, как это делалось по итогам 2014 года. Да только вот в результате ликвидации ВПБ — будет ли эта прибыль прошлых лет?
Вопросов много, вместо ответов сплошные догадки. Основной вывод из вышесказанного такой — дивидендов не будет, а если и будут — то очень мизерные. Капитал предприятия сильно уменьшится, что в принципе, должно отразиться на капитализации. Но как говорится, это «право, но не обязанность». Может котировки полетят вниз, а может и не полетят, все-таки НМТП — очень эффективно работает. Хотите ли вы сидеть на пороховой бочке — решать вам.
Лично я в такие моменты задаю себе вопрос: «Что важнее — сладко есть или сладко спать?». Я предпочитаю сладко спать, поэтому продал акции НМТП с прибылью (причем хорошей).