Оценим инвестиционную привлекательность компании МТС по этой методике.
Инвестиционная привлекательность
(выше среднего)
1) Есть ли у компании опознаваемая потребительская монополия или фирменный продукт/услуга и бренд? Или это компания сырьевого типа?
МТС — представитель «большой тройки» операторов, с учетом Теле2 — можно говорить о «четверке» операторов. По большому счету в представлении не нуждается, ближайшие конкуренты — «Мегафон» и «Билайн». У МТС — чуть больше трети рынка, причем эта доля больше чем у ближайших конкурентов. Плюс.
2) Я понимаю, как компания зарабатывает деньги? Прибыли компании устойчивы и имеют тенденцию к росту?
Основной вид деятельности компании — предоставлении услуг сотовой связи. Это не только голосовая связь и СМС. Это еще доступ в Интернет, платные сервисы в Интернет (уже запущено спутниковое телевидение МТС, MTS Music). Есть подразделения и за пределеми России. С пониманием того, как компания зарабатывает деньги все просто.
А вот с устойчивостью прибылей и ее ростом — не все так однозначно. Как ни крути, рынок сотовой связи сформирован, какие-либо новые крупные игроки здесь вряд ли появятся в ближайшее время. Так что все упирается во внедрение новых платных сервисов, которые будут привлекать абонентов. По части инноваций у МТС все в порядке. Взять хотя бы проект по организации сети 3G в Московском метро.
Еще один момент — большие долги у компании. С обслуживанием долгов проблем нет, но на выплату долгов уходит часть прибыли. По мере выплат долгов прибыль может увеличиваться.
По этому пункту можно поставить плюс.
3) Компания консервативно финансируется? Какой уровень долга к чистой прибыли за последний отчётный год?
А вот здесь жирный минус. Можно долго дискутировать по поводу того, как так получилось, но факт остается фактом — долгов на 350 млрд. руб. (согласно отчетности за 6 мес. 2016 года по РСБУ). Несмотря на то, что с обслуживанием долга компания справляется хорошо, даже часть займов погашает досрочно, по этому пункту минус.
4) Рентабельность собственного капитала устойчиво высока, т.е. больше 15%?
Собственный капитал — 116 млрд. руб. (по РСБУ, 6 мес. 2016), Чистая прибыль по итогам полугодия — 90 млрд. Рентабельность собственного капитала — 77%! Фантастика! Однозначный плюс.
5) Компания удерживает прибыли или выплачивает их акционерам?
Дивиденды платятся стабильно, даже 2 раза в год, что само по себе большой плюс. Размер дивидендов — еще один жирный плюс. Согласно новой дивидендной политике за 2016-2018 годы на 1 акцию будет выплачиваться не менее 20 руб. При этом компания стремится выплачивать дивиденды на уровне 25-26 рублей. Здесь — плюс.
6) Сколько компании приходится тратить на поддержание текущих операций?
По итогам 6 мес. 2016 года по РСБУ выручка МТС составила примерно 154 млрд. руб., прибыль от продаж — 35 млрд. руб. В распоряжении компании остается 22% выручки. Хороший результат! Плюс.
7) Есть ли у компании возможность реинвестировать нераспределённую прибыль в новые проекты, в расширение бизнеса или в выкуп акций? Компания помещает капитал только в предприятия, находящиеся в круге её компетенции? Насколько хорошо менеджмент компании справляется с этим?
Здесь непаханное поле. Это и новые проекты (например, сеть 5G для создания «Интернета вещей») и экспансия за пределы РФ, введение дополнительных услуг (спутниковое телевидение). Куда вкладывать деньги — не проблема, телекоммуникации — очень динамичная отрасль. Насколько хорошо менеджмент справляется с этим? Очень много в этой сфере зависит не от менеджмента, а от законодательства. А в России законодательство часто меняется. Тем не менее — менеджмент активно расширяет бизнес, во всяком случае старается это делать. Плюс.
8) Имеет ли компания возможность регулировать свои цены, нейтрализуя инфляцию?
Несмотря на сильную конкуренцию в отрасли, ценники на услуги периодически постепенно растут. Пусть это и не так очевидно, но со временем абоненты платят в месяц оператору все больше и больше — как за счет роста абонентской платы, так и за счет использования различных новых услуг. Плюс.
9) Повышает ли нераспределённая прибыль рыночную стоимость компании?
Нераспределенная прибыль как растет, так и падает, поэтому и рыночная стоимость компании не растет. Более того, рыночная капитализации коррелирует с дивидендыми выплатами. На бурный рост капитализации не стоит рассчитывать. Минус.
10) Требует ли предприятие крупных капиталовложений для поддержания и постоянного обновления средств производства?
Из-за обилия новых проектов постоянно требуются крупные капиталовложения. В частности, в отчете за 2-й квартал анонсируются капитальные затраты на 80 млрд. руб. Телекоммуникации постоянно развиваются, поэтому и капитальные затраты будут, скорей всего, постоянно. Минус.
Что в итоге? 7 плюсов, 3 минуса.
Если постоянные инвестиции в новые проекты — это плюс, то отсутствие ярко выраженного роста капитализации из-за постоянных капитальных затрат — минус. С другой стороны приличная дивидендная доходность (при котировках акций в районе 230 рублей — статья писалась в конце августа) — свыше 8% — могут существенно сгладить ожидания того момента, когда «сработают» инвестпроекты.
Инвестиционную привлекательность можно оценить как «выше среднего».