(с) 2014 Уильям Дж. Бернстайн
Перевод выполнен для fintraining.livejournal.com
Продолжение. Начало здесь:
Если сможете – 1
Если сможете – 2. Препятствие номер один
Если сможете – 3. Препятствие номер два
Если сможете – 4. Препятствие номер три
* * *
Препятствие номер четыре (прошу извинить Уолта Келли, создателя мультфильма Pogo): Мы встретили врага, и он – это мы.
Как вы уже могли догадаться, человек, который с наибольшей вероятностью испортит ваш пенсионный портфель – это вы сами. Отличный пример того, как это происходит, можно найти в номере Wall Street Journal от 29 марта 2013 года, где репортер Джонатан Ченг описал милую, располагающую к себе женатую пару врачей Люси Уайт и Марка Виллу. Ченг пишет:
«Чувствуя себя измученными [от глобального финансового кризиса], они продали акции и положили оставшиеся деньги в банк. На этой неделе, когда индексы Dow Jones Industrial Average и S&P 500 оказались на новых максимумах, миссис Уайт и ее муж наняли финансового советника и снова погрузились в рынок. «Нас больше всего расстраивало то, что наши деньги не работали, пока S&P 500 шел вверх», — сказала миссис Уайт, 39-летний дерматолог из Хьюстона. «Мы просто не хотели остаться в стороне».
Эта история показывает, как человеческая природа может навредить даже удачно составленному инвестиционному портфелю.
Чтобы понять, как это происходит, нужно обратиться к основам эволюции человека. На заре эволюции наибольший риск для человека представляли нападения хищников и других людей, и способность реагировать инстинктивно и быстро имела реальную ценность для выживания. По мере эволюции и развития от сельского хозяйства к индустриализации, а затем и постиндустриальному обществу, и по мере того, как здоровье улучшалось, а продолжительность жизни увеличивалась, факт выживания и уровень жизни стали зависеть от более долгосрочных вещей, с горизонтом в несколько десятилетий.
Долгосрочное планирование – это как раз то, что представляют собой инвестиции, хотя наш создатель нас определенно этим не наделил. Почти мгновенные эмоциональные реакции, так успешно служившие нам на просторах Африки, в применении к финансам становятся фатальными, как было описано в примере четы Вилла-Уайт, которые покупали, когда дорого, и продавали, когда дешево.
И это только начало. Человеческая природа дает благодатную почву для изучения патологического финансового поведения. Люди склонны быть до смешного самоуверенными: к примеру, свыше 80% людей считают, что водят автомобиль лучше среднего, хотя это и невозможно чисто логически. (Среди мужчин этот процент еще выше, что делает их еще худшими инвесторами, чем женщины). Мы склонны экстраполировать недавнее прошлое неограниченно в будущее; ранее инвесторы думали, что инфляция никогда не закончится, хотя сейчас большинство полагает, что ей наступил конец. Первое было опровергнуто за несколько лет, второе, скорее всего, будет опровергнуто в ближайшем будущем. Нам кажется, что длинные периоды рынка, как бычьи, так и медвежьи, будут длиться всю нашу жизнь.
Что еще более важно, люди склонны искать закономерности и связи там, где их не существует. 95% того, что происходит в финансах, является случайным шумом, хотя инвесторы постоянно убеждают себя, что видят закономерности в рыночной активности.
Преподаватели статистики приводят следующие примеры во вводных курсах: преподаватель покидает аудиторию и просит всех студентов, кроме одного, записать результаты 30 подбрасываний монетки. Оставшийся один студент, неизвестный преподавателю и выбранный студентами, рисует на бумаге симуляциюподбрасываний.
Когда преподаватель возвращается, он быстро находит того, кто симулировал подбрасывания. Как? Его или ее симуляция почти никогда не содержит четырех последовательных «орлов» или «решек», которые почти всегда возникают за 30 реальных подбрасываний. Основная идея в том, что последовательность из 4 «орлов» или «решек» не воспринимается как случайная, хотя на самом деле является для случайных последовательностей правилом, а не исключением. Участники фондового рынка часто допускают эту ошибку, есть даже целая фальшивая область финансовых знаний под названием «технический анализ», призванная искать закономерности в случайной финансовой информации.
Следующая книга для вас будет подобна шоколадному пирогу: «Ваши деньги и ваш мозг» (“Your money and Your brain”), написанная Джейсоном Цвейгом из Wall Street Journal; я гарантирую, что она вам чрезвычайно понравится, и если Джейсон не сможет уберечь вас от самого себя, тогда никто не сможет.